Главный портал пенсионеров

Транспорт практичный, привычный и… романтичный

Транспорт практичный, привычный и… романтичный

Наши читатели наверняка помнят время, когда 7 ноября отмечался главный советский праздник – День Великой Октябрьской социалистической революции. «Красный день календаря» встречали демонстрациями. Ему посвящали новые фильмы и театральные постановки, писали песни, трудовые коллективы рапортовали о досрочном выполнении планов, запуске новых объектов…

В ряду приуроченных к этому празднику событий стоит и тот, о котором мы расскажем сегодня: 7 ноября 1929 года, в 12-ю годовщину Октябрьской революции, в Свердловске было открыто трамвайное движение.

За прошедшие 93 года трамвай стал одним из самых доступных и любимых видов общественного транспорта. Этапы его становления и развития представлены в музее истории Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления.

Экспозиции музея хранят немало уникальных экспонатов, редких документов. Сориентироваться в них помог хранитель музея А.М. Серебренников. Более 30 лет он проработал заместителем директора по эксплуатации ТТУ.

– Александр Михайлович, как пришли трамваи в Екатеринбург?

– Вопрос о запуске трамвая городская дума поднимала еще в 1896 году. В 1899 году купец Андрей Елтышев предлагал сформировать подвижной состав минимум из десяти вагонов, которые должны были бегать по городу со скоростью 10-15 верст в час. Совместно с европейскими специалистами он разработал проекты подстанций и линий. Однако из-за финансового кризиса торговец продал построенную им электростанцию. Отсрочили дату пуска трамваев Первая мировая и Гражданская войны.

В первые годы советской власти перемещаться по городу жителям помогали извозчики. Их было более 300. В 1924 году в Свердловске появилось автобусное сообщение. На маршруты выходили «форды», «фиаты», «фомаги», «мерседесы», но на плохих дорогах иномарки постоянно ломались. Не справлялись автобусы и с пассажиропотоком, ведь вмещали они максимум 30 человек. На остановках скапливались большие очереди. В стремительно растущем промышленном городе вновь заговорили о запуске трамвая. В августе 1928 года Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР дало зеленый свет строительству трамвая.

В апреле 1929 года начались первые работы по прокладке путей. Была поставлена задача: запустить трамвайное движение 7 ноября.

– Но это же очень короткий срок?

– Темпы строительства были не просто ударными, а стремительными. За неполные полгода предстояло не только накопать траншеи, проложить вдоль них кабельные линии, установить опоры, переоборудовать электростанцию «Луч» под тяговую подстанцию, построить трамвайное депо, там уложить 1,5 км трамвайных путей с путевым развитием стрелочной улицы.

Даже сегодня с современной техникой это сложно. А в то время все работы выполнялись вручную. Основные инструменты – лопата, кирка, тачка, телега. Щебня не было. Привозили каменные глыбы и дробили в щебнедробильной машине на перекрестке улиц Декабристов и 8 Марта. Ежедневно на строительство выходили 350 человек, смена длилась 12 часов. Работали люди по найму, большинство – приезжие. Заключенных среди строителей не было, об этом ни в одном документе не упоминается.

Считаю, что добиваться намеченного людям помогал энтузиазм, все тогда работали на подъеме. В конце октября 1929 года все было готово для пуска трамваев. Первые 10 вагонов прибыли из Мытищ по железной дороге. На вокзале их поставили на трамвайные пути, и они своим ходом пришли в трамвайный парк. Первые вагоновожатые и ремонтный персонал обучались в Москве и Казани.

Первое трамвайное депо было построено на Цыганской площади, которая располагалась в пределах современных улиц Фрунзе, Степана Разина, Отто Шмидта, Чайковского. Раньше на этом месте останавливались цыганские таборы, был рынок лошадей, конной упряжи.

Утром 7 ноября у трамвайного парка состоялся торжественный митинг. Председатель горсовета Анна Бычкова разрезала красную ленту, один за другим 10 вагонов под звуки духового оркестра двинулись по улицам города. Первая линия пролегла по современным улицам Фрунзе, 8 Марта, проспекту Ленина, Толмачева, Свердлова до железнодорожного вокзала. Общая протяженность составляла около 13 километров. В Свердловске началось регулярное трамвайное движение. А предприятие, обеспечивавшее это движение, тогда называлось «Свердловская городская железная дорога».

– За 90 с лишним лет по областному центру ездили разные модели трамваев. Многие жители и гости города помнят чешские «татры» и «спектры», которые выпускал «Уралтрансмаш». Сейчас в Верхнюю Пышму пошли симпатичные «львята». Какие модели были самыми популярными у горожан?

– Как определить, какой трамвай лучший? Самым большим спросом пользовались первые трамваи серии «Х», которые выпускал Мытищинский завод. Первая крупная партия предназначалась для Харькова, по первой букве этого города назвали весь тип моторных вагонов. Они были цельнометаллическими двухосными. По сегодняшним меркам они покажутся очень некомфортабельными – в них отсутствовали отопление, кондиционеры, тонированные стекла. Не было обогрева, так пассажиры и одевались по погоде. Главное – появилась возможность быстро перемещаться по городу. Управление первых вагонов было достаточно примитивным – набирали скорость и тормозили не совсем плавно, много шума и грохота. Для водителей в вагонах серии «Х» даже сидений не было, они работали стоя. Да и самой кабины не существовало. В 1930-е годы в вагонах появились сначала перегородки, потом сиденья. Но еще долгое время водитель обязан был вставать с сиденья на уклонах, подъемах и при прохождении кривых участков пути, чтобы лучше видеть дорогу. Чтобы зимой вагоновожатые не замерзали в пути, на конечной станции они брали накалённый кирпич и подкладывали себе под ноги.

Уже на втором съезде трамвайщиков в 1925 году вагон серии «Х» был одобрен для запуска в серийное производство и распространения по всей стране. Их было выпущено всего более 2000 штук. У нас в городе ездило 210 таких вагонов. Причем самый последний ушел на заслуженный отдых в 1972 году. А тот вагон, который находится сейчас на музейной площадке, ходил в качестве экскурсионного до 1998 года.

В 1945 году была разработана новая серия трамваев МТВ-82 – четырехосный вагон с цельнометаллическим кузовом, с удобными сиденьями диванного типа и отоплением. В конце пятидесятых в наш город пошли чешские «татры». По тем временам они отвечали абсолютно всем требованиям, появилось больше комфорта. В Екатеринбурге такие вагоны серии Т-3 можно встретить до сих пор.

Теперь все эти ретровагоны серии «Х», МТВ-82, Т-2, К-2 стали экспонатами нашего музея. Они размещены под открытым небом на площадке Южного трамвайного депо. Причем вагон серии К-2 сохранился только у нас из всех городов СССР.

– Какой период в жизни предприятия стал самым сложным?

– Могу выделить три таких периода. Это начальный этап – становление. Затем – годы Великой Отечественной войны. Практически все мужчины ушли на фронт. Женщины водили вагоны, занимались их обслуживанием, ремонтом. Но движение трамваев ни на минуту не останавливалось. На них в Свердловске перевозили оборудование для эвакуированных заводов, военную продукцию, уголь, хлеб. Несколько пассажирских вагонов переоборудовали под санитарные и перевозили раненых солдат от железнодорожного вокзала до госпиталей.

Третий период – 1990-е годы, но и тогда предприятие развивалось, трамвайный парк обновлялся, трамваи регулярно выходили на маршруты.

С каждым годом трамваи совершенствуются технически, прокладываются новые пути и маршруты. Приведу несколько цифр:

• Сегодня в Екатеринбурге 31 трамвайный маршрут общей протяженностью 416 км. Их обслуживают три трамвайных депо.

• Общее количество остановок – 306.

Теперь в Екатеринбурге 450 трамвайных вагонов, это – третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Свыше 300 вагонов ежедневно выходят на линию.

От редакции:

Если вы хотите больше узнать об этом транспорте, загляните в музей ТТУ в Екатеринбурге на ул. Степана Разина, 51.

Посещение осуществляется организованными группами по предварительной записи по тел.: (343) 257-23-41.

Немного курьеза и романтики

  • Двери в первых трамваях открывались вручную. Когда трамвай снижал скорость на поворотах, нетерпеливые пассажиры выскакивали на ходу.
  • С первых месяцев войны Свердловск стал важным эвакопунктом, значительно увеличилось число горожан. Люди битком набивались в трамваи, висели на вагонах, ехали на крыше. Случалось, выйдет водитель перевести стрелку, а назад зайти в вагон уже не может.
  • Стоимость проезда в трамвае с послевоенного периода не менялась до 1991 года (составляла 30 копеек, а после денежной реформы в 1961 году – 3 копейки).
  • По вечерам на крыше трамвая загорались сигнальные разноцветные лампочки. У каждого маршрута они были своего цвета – красного, синего, зелёного… По ним стоящие на остановках пассажиры в тёмное время суток могли легко определить, трамвай какого номера приближается. Эти разноцветные огни, звонки и искры, летящие из-под контактной дуги, сделали трамвай самым романтичным городским транспортом.
  • Поэт из Твери Вера Грибникова посвятила трамваю такие строки:

Живи, трамвайчик! Будь в моей судьбе!

Когда-нибудь, я твёрдо верю в это,

Поставлен будет памятник тебе.

Елена Зинковская

Фото:
автора
17:40
686
Загрузка...