Храп и апноэ: лечить, нельзя игнорировать!

Храп и апноэ: лечить, нельзя игнорировать!

Елена Алексеева убеждена: региону нужен сомнологический центр с профессиональной командой специалистов.

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, в последние годы в разных странах, включая Россию, растет число людей, подверженных синдрому остановки дыхания во сне. Это заболевание получило название сонного или ночного апноэ – опасного и коварного недуга, способного сократить жизнь человека на 15-20 лет. Большинство из тех, кто находится в группе риска, страдает «богатырским» храпом, который является главным предвестником нарушения вентиляции легких.

Можно ли распознать болезнь на ранней стадии, где и как лечат апноэ на Урале и в России? Об этом «Пенсионеру» рассказала заведующая терапевтическим отделением екатеринбургской ГКБ №40, врач-сомнолог Елена Алексеева.

- Елена Виленовна, почему в государствах Европы и в США проблемам здоровья, связанным с нарушением сна, уделяется серьезное внимание, а у нас большинство и не знает, кто такой врач-сомнолог?

- Практикующие врачи-сомнологи в России есть, имеющиеся в Екатеринбурге и других городах небольшие профильные отделения, поверьте, не пустуют. Но какой-то широкой пропаганды по вопросам профилактики апноэ и храпа как проявления синдрома остановок дыхания во сне пока не ведется. Отчасти, потому, что эта медицинская услуга не включена в перечень обязательного медстрахования. Сомнологи принимают пациентов - проводят диагностические исследования и назначают лечебный курс - в рамках добровольного медицинского страхования. Сомнология - достаточно молодое явление в науке и медицине. Разработка и внедрение технологий лечения апноэ в Соединенных Штатах и европейских странах ведутся с конца 1970-х годов. ВСША, которые являются пионером в области патологий сна, сомнологические центры есть даже в маленьких населенных пунктах. Российские медики всерьез занялись сомнологией в конце 1990-х годов. Создана ассоциация врачей-сомнологов. Мы обмениваемся опытом по продвижению и внедрению методов диагностики и лечения апноэ и храпа, в том числе - на ранних стадиях.

- Ваши пациенты - это, в основном, люди пожилого возраста?

- Апноэ подвержены и взрослые, и дети. На заре сомнологии бытовало мнение, что типичный пациент с диагнозом синдрома остановки дыхания во сне – это мужчина в возрасте 45 лет и старше, тучный, страдает храпом, одышкой, засыпает на ходу в дневные часы. Сегодня список тех, кто подвержен этому синдрому, значительно расширен. В группе риска - немало людей молодого возраста.
Большинство из них страдает сильным храпом из-за особенностей анатомии лицевого черепа. У многих от природы слишком узкие дыхательные пути, такая особенность строения может заявить о себе и в 30, и в 50 лет. С возрастом патология усугубляется по причине гормонального старения, набора лишнего веса. Жиром ведь обрастают не только бедра и живот, но и дыхательная трубка, и даже корень языка.

- Чем опасно апноэ, почему именно храп является предвестником этого заболевания?

- У спящих людей, страдающих сильным храпом, происходят остановки дыхания. Со стороны это выглядит следующим образом: храпящий человек внезапно замолкает и перестает дышать, при этом он пытается вдохнуть воздух, но не может, так как расслабленные ткани глотки полностью перекрывают его дыхательные пути. Проходит от 15 до 60 секунд, прежде чем мозг просыпается и отдает глоточной мускулатуре приказ напрячься. Тогда человек всхрапывает и снова начинает дышать. Такие остановки дыхания могут случаться до 500 раз за ночь и в сумме длиться до четырех часов. Можно ли назвать такой сон полноценным? Что происходит с организмом человека, у которого подобное состояние длится годами? Разбитость и головная боль по утрам, мучительная сонливость днем, гипертония, депрессия, ожирение, высокий риск инфаркта и инсульта – вот далеко не полный перечень нарушений, которые провоцируют ночные остановки дыхания. Чем больше остановок, тем выше риск получить гиперсонливость. Тяжелые запущенные формы апноэ, если не принять мер, могут привести к летальному исходу. Поэтому близким людям, которые еженощно просыпаются от громкого нестерпимого храпа одного из членов семьи и могут заметить, что человек не дышит, следует не просто насторожиться, а забить тревогу!

- Вы в числе первых в Екатеринбурге для диагностирования апноэ стали применять полисомнографию. В чем особенности и преимущества этого метода?

- Это комплексное диагностическое исследование работы организма человека в период сна. Полисомнография объединяет сразу несколько методов. Одновременно диагностируются биоэлектрическая активность мозга, сердечная деятельность, дыхательные движения грудной клетки и живота, прохождение воздуха через верхние дыхательные пути, содержание кислорода в крови и другие параметры. Для проведения исследований человек приходит к нам в отделение ГКБ № 40 на ночь. Этот метод - щадящий и безболезненный, а главное - информативный. Человек спит 7-8 часов, все это время прикрепленные к нему датчики передают в компьютер информацию о том, что происходит в организме. После завершения процедуры сомнолог анализирует каждые 30 секунд записи и получает достоверную картину. Пациенту, у которого храп не осложнен частыми тяжелыми остановками дыхания - до 20 за час, мы рекомендуем хирургическую процедуру, связанную с пластикой неба. Если же степень тяжести ярко выражена - до 40-60 остановок в час, то такому больному предлагается лечение в домашних условиях с помощью специальных аппаратов – аналогов аппаратов для вентиляции легких. Подающаяся через маску струя воздуха является своеобразной распоркой, которая держит дыхательные пути открытыми, позволяя человеку спокойно спать и не храпеть.

- Ваши пациенты соглашаются на ночной сон в аппарате?

- К сожалению, далеко не все готовы принять такую терапию. Мы объясняем, что такое лечение в значительной степени снижает риски развития гипертонии, инфаркта и других серьезных болезней, в том числе - гиперсомнии. Ведь страдающий этим недугом человек засыпает внезапно и где угодно. Например, за рулем автомобиля, что может привести к трагическим последствиям. Однажды на прием пришел мужчина, мы начали беседовать, но спустя пару минут он перестал реагировать на мои вопросы – попросту уснул. Остальное время консультации нам пришлось беседовать, прогуливаясь по кабинету…

- Страдающий от бесонницы и храпа человек, не зная о существовании сомнолога, может прийти на прием к терапевту, неврологу. Эти доктора направляют такого пациента в сомнологическое отделение?

- Учитывая, что эта услуга не входит в перечень ОМС, врач может порекомендовать больному обратиться к сомнологу, а может и промолчать, ведь он может даже и не знать о существовании сомнологических отделений. Люди с синдромом ночного апноэ приходят к нам после того, как уже побывали на приеме у других специалистов. Им там назначали какое-то лечение, потому что человек, страдающий тяжелый формой апноэ, уже имеет несколько заболеваний. Проходит время, больной видит, что легче ему не стало, выспаться не удается. Тогда он начинает искать врача, который сможет найти причину расстройства сна и общего недомогания организма, и находит сомнологов.

- Имея специальность терапевта-кардиолога, вы приняли решение стать сомнологом. Почему?

- Произошло это в 1999 году, я закончила ординатуру и задумывалась о своей специализации, о том, где я смогу стать наиболее успешной и полезной. Помог случай: профессор кафедры нервных болезней и анестезиологии-реаниматологии УГМУ Андрей Августович Белкин, который вернулся из командировки в Англию, рассказал, что во время поездки он познакомился с технологией лечения людей, страдающих храпом и остановками дыхания во сне. Тогда же мне попалась брошюра с отчетом американских сомнологов. Она перевернула мое сознание. Так я стала сомнологом. Но общую терапию я не оставила. Ведь устроиться по специальности сомнолога в российские медучреждения невозможно, таких ставок нет в штатном расписании.

- Может, пришло время «легализовать» сомнологию на государственном уровне?

- Поддерживать и развивать сомнологию необходимо. Сейчас это процесс в России трудно назвать активным. Между тем, распространенность ночное апноэ в России высока. Для сравнения: в мире бронхиальной астмой болеют 4 процента населения, а сонным апноэ - 6 процентов. При этом 2 процента страдают тяжелой формой заболевания. Два процента в Екатеринбурге - это 30 тысяч человек. Я могу принять на обследование каждую ночь только одного больного - в отделении лишь одна специализированная койка. В нашем городе есть еще несколько подобных лечебно-диагностистических отделений - в «Клинике института мозга », Дорожной клинической больнице и центре «Бонум». Этого мало. Региону необходим свой сомнологический центр, где будет трудиться команда высококвалифицированных специалистов. В ноябре мы ожидаем приезда в Екатеринбург ведущих российских специалистов в области патологий и расстройств сна. Будем подводить итоги, делиться опытом, говорить о планах на будущее. Думаю, это мероприятие получит широкий отклик и в сфере здравоохранения, и в обществе.

Наталья Горбачева
На фото Елена Виленовна Алексеева, заведующая терапевтическим отделением № 3 екатеригбургской ГКБ № 40, сомнолог, врач высшей квалификационной категории. На базе отделения проводится полисомнография - диагностика нарушений дыхания во сне (храп, апноэ, дыхательная недостаточность) - в течение одной ночи, которая направлена на получение необходимых данных о процессе сна, специфике работы в это время всех систем и органов пациента.

14:35
2327
Загрузка...